О том, что цены на продукты питания, мягко говоря, высокие, знают все. И то, что они растут с каждым годом, тоже понятно. И вот впервые за многие годы о том, что цены слишком высокие и продукты питания дорогие заявлено на самом высоком уровне – об этом сказал Президент страны В.В. Путин. Последовали распоряжения, заверения, проверки. И вроде бы надо порадоваться. Но не получается.
4873
Как отметил оппозиционный политик Максим Кац на ресурсе katz.news (youtube.com), еще в понедельник на совещании с производителям продуктов питания говорилось о соглашении по заморозке цен на масло и сахар, но уже во вторник на сайте правительства опубликовали новость о том, что подписаны соглашения о стабилизации цен на рынке продовольствия. До апреля цены на масло и сахар будут неким образом ограничены, а производители муки МОГУТ получить субсидии, возмещающие до половины затрат на покупку пшеницы. И все эти меры коснутся только территории до Урала. Сибирь и Дальний Восток будут регулироваться некими поправочными коэффициентами. По мнению М. Каца, нынешнее ограничение цен, вероятно, приурочено к предстоящей пресс-конференции В.В. Путина, очередному общению Президента с гражданами страны.
С мнением оппозиционера можно согласиться или поспорить. Но вот с другими фактами поспорить не получается. Давайте сопоставим урожай пшеницы и цены на хлеб за последние годы. Думаю, что все помнят о том, что с 2018 года Россия получает высокие урожаи зерновых на протяжении последних трех лет. Вот данные Росстата.
Максим Кац
По прогнозу Минсельхоза РФ, урожай зерна в этом году тоже будет рекордным и превысит 125 млн т, включая 82 млн т пшеницы.
И тут возникает простой вопрос: почему при таких рекордных урожаях растут цены на хлеб? Если с каждым годом зерна в стране собирается все больше, то почему цены не падают, а растут?
Честных ответов на простой вопрос будет немного. Первый. Значительная часть урожая в стране недолго не задерживается – его продают на экспорт. В нынешнем году, Россия сохранит звание крупнейшего в мире экспортера пшеницы, по оценке сельскохозяйственной службы Минсельхоза США (FAS USDA). Зерно из нашей страны продадут в Турцию, Египет, Саудовскую Аравию и другие страны, пополняя госбюджет. Валюта бюджету нужна, бесспорно, углеводороды у нас покупают все меньше. Но вот что странно.
Продав зерно, например, в Турцию, заработав валюту в бюджет, потом почему-то Россия импортирует …муку из Турции! И это, понятное, дело, повышает стоимость хлеба. А что, переработать зерно на муку внутри страны не получается? Мукомольные предприятия давно загружены на две трети своих мощностей.
Чего не хватает тем, кто принимает решение о продажах, закупках, субсидиях и прочих важных вопросах, чтобы принять решение в пользу развития переработки зерна внутри страны? Мне лично кажется, что не хватает желания развивать производство внутри России. Все остальное в стране есть. И пока этого не сделано, цены на хлеб и масло слегка пригнутся в нужный день и час, чтобы потом отскочить и снова больно ударить по кошельку граждан страны. В том числе тех, кто выращивает рекордные урожаи зерновых.
Источник: agrarii.com